Тематизация страха в концепции у. бека

Сартр Сартр пишет о смерти следующее: Но он настаивает на том, что смерть не будучи чуждой человеческому бытию не есть свободный выбор человека в своём бытии, а является вещью абсолютно абсурдной по отношению к человеческой свободе и всем человеческим поступкам. Смерть ставит точку в жизни человека. Всегда внезапно обрывая мелодию его жизни. В этом состоит абсурдный характер смерти, сразу перечеркивающей все планы и начинания человека. Конечно, как и всякое явление, смерть имеет свою причину, которая является результурующей бесчицленного множества факторов. Предвидеть и предсказать заранее мгновение и характер смерти вряд ли возможно.

Глава 16. Т

Феноменология Другого Сартра . В нашем противоречивом мире тема Другого для современной философии стала одной из ведущих благодаря двум взаимоисключающим обстоятельствам. С одной стороны, усложнение коммуникации и нарастание их различных форм позволяет разнообразить способы общения, открывать новые горизонты сосуществования с Другим и, тем самым, выявить новые стороны индивидуальности. С другой стороны, те же самые процессы ведут к возрастанию анонимности самих субъектов общения, когда другая сторона воспринимается просто как некто, когда реальный Другой превращается в знак, когда ты сам становишься знаком в общении, социальной маской.

Сложилась ситуация, которую описал Фромм в своих экзистенциальных противоречиях: Но актуальность темы Другого не только отражает реальные проблемы сосуществования.

В настоящее время Сартр стал одним из главных идеологов"новых .. к бытию, как кантовский феномен относится к ноумену (к вещи, как При этом каждый выбирает в одиночку, всегда на свой страх и риск.

Человек есть в той мере, в какой он эк-зистирует. Мартин Хайдеггер Поскольку возникло некоторое недопонимание в моей трактовке учения Мартина Хайдеггера и Жана Поля Сартра, и влиянии их подходов на экзистенциальную терапию, мне хотелось бы высказаться по этому поводу более развернуто. Вопрос оказался не таким простым, как могло показаться на первый взгляд прежде всего, из-за сложности Хайдеггерианского языка , и потребовал от меня более тщательного погружения в суть вопроса.

Начнем с того, что именно неприятие Сартрианского экзистенциализма, побудило Хайдеггера, взяться за написание своего ответа. Неприятие было настолько серьезным, что Хайдеггер попросил не называть его экзистенциалистом, если под этим термином понимается именно учение Сартра. В чем же это неприятие проявилось? Во-первых, Сартр поступил очень грубо, когда провел разделение всех экзистенциалистов на религиозных и не религиозных, включив в последнюю группу естественно себя, а еще, по мимо его воли, самого Хайдеггера.

Дело в том, что Мартин Хайдеггер всю свою жизнь был и оставался глубоко верующим человеком. В свое время я провел детальное исследование этого вопроса. Хайдеггер не соглашается с самим пониманием человеческой природы, которое мы обнаруживаем в статье Сартра. Он также указывает на неверное пониманием Сартром самого термина экзистенция напомним, именно в опоре на работы Хайдеггера Сартр создавал свою философию.

Данное исследование я предлагаю начать с последовательного рассмотрения положений обоих мыслителей, а затем провести сравнительный анализ их последствий для терапевтической практики. Итак, начнем с учения Сартра.

Страх может быть вызван внешними обстоятельствами, представляющими угрозу для жизни; в этом случае предмет его вполне конкретен, и такой страх можно охарактеризовать как психологический. Но существует страх другого рода — метафизический, предмет которого не может быть ясно определен, так как не имеет внешнего источника и вызывается внутренними причинами.

Метафизический страх родствен страху религиозному, мистическому. В Ветхом Завете описан страх человека перед мощью и величием Бога, напр. И сказал Моисей народу: Страх Божий, сочетаемый с любовью к Богу, — свидетельство глубины веры и источник мудрости:

софии (Ф.Ницше, А.Шопенгауэр, К.Ясперс, М.Хайдеггер, Ж.П.Сартр и др.) получили го бытия - одиночество, смерть и страх стали предметом научного иссле- Философское исследование феномена смерти в контексте взаимо-.

Флоренский, есть прежде всего С. Божий, и кто хочет проникнуть в святилище религии, должен научиться страшиться. В религии ничего не вырастает без этого корня. Бог — великий и страшный для всех и во всем, любая религия пронизана этим неизъяснимым С. Чтобы познавать, надо коснуться предмета познания, и признаком этого прикосновения служит потрясение души, С. Он вырывает из повседневной жизни и открывает нечто совершенно новое.

А новое всегда страшно, поскольку выступает в таинственном, необычном виде. А с бывающим померкло и само наше бытие: Но тогда-то мы нашли и свою вековечную опору — в Сущем от века. Последнее уничижение наше и есть величайшее возвеличение. Это — окно в нашей действительности, откуда видятся миры иные.

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ ЖАН-ПОЛЯ САРТРА

В этом смысле С. В качестве достояния сознания, С. В систематической философии Г. Гегеля сущее открывается посредством введения понятия"развитие", характеризующего деятельность Абсолюта и являющегося как развивающееся нечто, самодвижение которого представляет собой объективное основание С. Свобода, раскрывающая истину, противоположна С.

Хотя проблемы, связанные с феноменом страха и ужаса, так или иначе .. П . Сартра (), будущее скрыто от знания человека.

БЕКА Проводится анализ современной социальной реальности - общества риска как контекста, в котором тематизируется феномен страха. Цель статьи - выявить, какое место занимает страх в современной структуре социальности. Для этого анализируются сущность современного общества и сущность страха, присутствующего в нем. Анализ проводится на основании концепции У. В концепции Бека связываются и взаимоопределяются страх и риск. При этом у Бека обнаруживаются те же идеи, что и в предшествующей традиции - психоаналитическом и экзистенциальном направлениях: В условиях современного общества, отличительными признаками которого являются плюрализм, децен-трация, фрагментарность, изменчивость, неопределенность, анализ феномена страха становится особенно актуален.

Современное общество является обществом риска. Человек в этом обществе всегда находится в ситуации выбора, сталкивается с необходимостью делать выбор, принимать решения на свой страх и риск. Свобода выбора, неопределенность результата выбора и его последствий, ответственность за них выступают неотъемлемыми конституентами социальной реальности, в результате чего становится актуальным выявление места и роли страха в современном обществе.

Философские воззрения Жана-Поля Сартра

Речь идет, в сущности, о феноменологической теории бытия и человеческой реальности, и вся экзистенциалистская онтология строится с помощью метода, разработанного специально для феноменологических анализов сознания. В результате внешняя сознанию реальность — целокуп- ность бытия — описывается только в терминах сознания же и представляет такую своеобразную форму субъективного идеализма, в которой характеристики внешней реальности почерпнуты из внутреннего мира субъективности. Процесс оитологизации психического постоянно осуществляется Сартром в процессе построения его экзистенциалистской онтологии.

Феноменология, но мысли Сартра, единственная философия, способная преодолеть дуализм внешнего й внутреннего, потенции и акта, явления и сущности.

Во-первых, Сартр поступил очень грубо, когда провел разделение всех . то это страх женщины не состояться как жена и как мать, страх учителя не . И не просто привести тот или иной феномен в состояние явленности, а до.

Перейти к загрузке файла Проблема страха в работах философов прошлого Проблема страха восходит корнями к самым первым попыткам осмысления людьми своего предназначения на земле и в мире. Практически все философские школы и направления так или иначе рассматривали страх в рамках соответствующих мировоззренческих систем. Так, одну из первых попыток рационализировать представления человека о своих страхах и типологизировать последний предпринял Эпикур. Основная причина страхов, по его мнению, состоит в неправильных представлениях человека о взаимоотношениях с богами, о загробной жизни.

Неправильность эта прежде всего свойственна людям толпы, человек же размышляющий или мудрец исключает все эти источники страха. Существенный вклад в разработку проблемы страха внес с диалектико-идеалистических позиций Платон.

Жан-Поль Сартр

Что это означает"существование предшествует сущности"? Таков первый принцип экзистенциализма". Поэтому нет этой самой начальной точки выбора проекта. В этом абзаце Сартра есть одно серьёзное противоречие.

Сартр дифференцирует два вида страха: страх экзистенциальный и страх неспособность последней объяснить, выразить феномен человеческого.

Внимание автора сосредоточено не онтологической, а на антропологической проблематике. :"" -"" . , . Гегель и Сартр — два весьма непохожих философа. Каковы точки соприкосновения и точки отталкивания этих двух, столь различных, философских дискурсов? Насколько по-разному Гегель и Сартр говорят о человеке? Гегель и экзистенциализм Что касается гегельянских истоков экзистенциализма вообще и, в частности, экзистенциализма сартровского.

Здесь Гегель говорит о том, каким образом можно охарактеризовать индивида конкретного человека. Индивид, - утверждает Гегель, - не определяется ни внешним, ни внутренним: Оно — ничто, пока если не реализовалось в действиях и поступках. И физиогномист, с точки зрения Гегеля, в принципе неверно ставит перед собой задачу, пытаясь проникнуть во внутренний мир человека, глядя на черты его лица.

Великие философы. Жан-Поль Сартр