ТЕХНОФОБИЯ

Более подробно техника использования матрицы многокритериальной оценки изложена в учебном пособии на стр. Стремительное развитие техники обусловило ее всеобъемлющее влияние на современный мир. Воздействие техники испытывают такие социальные сферы, как экономика, экология, наука, политика и даже искусство. Как феномен техника выступает в виде машин и орудий, но сегодня также — как технические сооружения и даже техническая среда. В отличие от феноменальных описаний, используемых в философии техники как эмпирический материал, анализ сущности техники — это ответ на такие фундаментальные вопросы, как: Разумеется, обозначенный перечень вопросов следовало бы, с нашей точки зрения, расширить, например, отметить специфику формирования теоретического уровня технического знания, включить вопрос о фило-софских основаниях этого знания. Первоначально формируется в философских и социологических концепциях, выражающих боязнь интеллигентных кругов индустриально развитых стран перед угрозой дегуманизации общества, его духовного оскудения под воздействием все более могущественной техники и резкого усиления роли последней в социально-экономическом развитии Адорно, Маркузе, Мэмфорд, Эллюль и др. Фетишизация техники и ее возрастающих возможностей, согласно Адорно, приводит к отчуждению и овеществлению человека, и его бездуховности, в результате чего технологизация общества предстает как"неудавшаяся цивилизация".

Билет 7. Будущее техники: угрозы и перспективы.

Технический оптимизм и технический пессимизм Когда стали исследовать влияние техники на жизнь людей и оценивать это влияние, то мнения оказались далеко не однозначными. Одни восторгались и гордились техническими успехами своего времени, технические новшества у них вселяли чувство оптимизма, уверенность в том, что покоряя природу при помощи техники можно полностью удовлетворить все человеческие запросы и ликвидировать все социальные неприятности.

У других, напротив, возникло чувство пессимизма, страха перед техническим демоном, опасение за то, что человек будет порабощен машиной, эра роботов сменит эру человека.

Оптимизм и пессимизм «технического мировоззрения». Вне технологического детерминизма нет тех пессимизма и технофобии – они не могут.

Смотреть полностью В российской философской традиции в. Например, Николай Фёдорович Фёдоров — считал, что развитие человечества не может и не должно остановиться на технократическом этапе. Подлинная техника — одно из возможных и необходимых средств коррекции природно-социальных недугов человечества, но это не утилитарная техника индустриальной цивилизации, не техника комфорта, а техника генерации глубинных, понятых в космическом масштабе процессов самой жизни.

Упор делается на обретение таких технологий, которые моделируют процессы самовоспроизводства базовой для земной биосферы автотрофной жизни. К появлению этих технологий, с точки зрения Фёдорова, приведёт исследование не столько костных процессов в универсуме механических, физических и химических , сколько биологических и социальных процессов. Если же человечество в угоду иллюзии технократического рая не пойдёт по пути приобретения такого рода технологий, то его ожидает катастрофическое, т.

В рамках теоретической философии техники, равно как и в протофилософии техники, различают два направления: Представителей немецкой инженерной философии техники Каппа, Дессауэра и русских космистов можно охарактеризовать как сторонников антропологического подхода в раскрытии сущности техники. В основу капповской философии техники заложен синтез гегелевской диалектической философии с положениями географического детерминизма Карла Риттера — , развившего учение о космосе как живом, направленно эволюционирующем к определенной цели организме.

Капп диалектически соединил взгляды Риттера с идеей обратного прогрессивного техногенного влияния на географические условия, лимитирующие человеческую жизнедеятельность. Родовой общественный человек объявляется Каппом существом, преобразующим природу под свои потребности. Дальнейшее, хотя и косвенное развитие некоторых аспектов этой теории, продолжил Дессауэр. Но, в отличие от Канта, считавшего, что взаимодействие феноменального и ноуменального невозможно выявить в человеческой практике, Дессауэр заявлял, что это взаимодействие имеется в техническом творчестве.

Так в философии Хайдеггера проблемы техники даются через постановку и экзистенциальное решение общей проблемы бытия. Он критикует метафизическое понимание бытия. Основанием для этой критики является убеждение в том что говорить о бытие можно только в связи с опытом сущего а этот опыт может быть как предельно открытым экзистенциальным так и относительно зауженным эссенциальным. Подлинный опыт сущего настолько богат что всегда конкретен всегда касается человека. Такой опыт сущего имелся считает Хайдеггер на заре философской мысли прежде всего у досократиков.

Всякий технический прогресс связан с такого рода что технический пессимизм или даже технофобия заменяют райские кущи на.

Запрашиваемая вами страница удалена или перемещена Не отчаивайтесь. Впишите вставьте название документа или интересующие вас ключевые слова в поисковую форму и нажмите кнопку"Поиск", либо воспользуйтесь навигационным меню в левой колонке.

Сциентизм и антисциентизм, технофилия и технофобия. 3 страница

Об авторе Технофобия"Человек - единственное существо, которое не хочет быть самим собой" - так охарактеризовал человеческую природу Альбер Камю. Сущая правда, и очень часто это человеческое качество сугубо позитивно, ибо, определяя нашу страсть к изменению самих себя, оно лежит в основе всякого социального прогресса. Но одновременно с этим это нежелание быть самим собой порождает порой уродливые аномалии самоидентификации, об одной из которых, исключительно распространенной, я и хотел бы поговорить в этом небольшом эссе.

Речь идет, как понятно из названия, о технофобии - болезненной неприязни к высоким технологиям и техническому прогрессу как таковому.

competence. Ключевые слова: интернет, цифровая компетентность, технофобия, глашения по поводу использования новых технических возможно сте востоит техно пессимизм научной фантастики, находящий свое.

Технический оптимизма и технический пессимизм: В отношении человека к миру техники существуют 2 основных концепции: В рамках технического оптимизма, опирающегося на сциентизм, абсолютизируются позитивные перспективы развития техники и технологии. На первых этапах развития техникознания доминировал технофильский подход. Оптимисты — приверженцы кибертехнологии. Сторонники технологического пессимизма в основе антисциентизм акцентрируют внимание на негативных сторонах технико-технологического развития цивилизации.

Вы точно человек?

Технофобия Технофобия от греч. Следовательно, все негативные стороны современной цивилизации, как, впрочем, и всего реального исторического процесса, по мнению технофобов, проистекают из сущности техники как некой демонической, антиестественной и враждебной человеку силы. Технофобия как идея представление , выражающая собой негативное отношение человека к технике, фактически зародилась вместе с самой техникой. Дело в том, что технику с самого начала можно было бы использовать как во благо, так и во вред человеку.

Поэтому люди всегда неоднозначно относились к ней и довольно противоречиво оценивали результаты технической деятельности.

Например, многие философы связывают с техникой и техническим что технический пессимизм или даже технофобия заменяют райские кущи на.

Философия техники и глобальные проблемы современности Техника как предмет философского осмысления Место техники в системе философского знания. Современная философская мысль сосредоточена во множестве разноообразных предметных дисциплин, каждая из которых имеет свою историю, традиции и определённое место в общей структуре философского знания. В данном множестве есть особая предметная философская дисциплина — философия техники, призванная с позиций научно-мировоззренческого синтеза отвечать на вопросы о сущности техники, возможных перспективах развития на нашей планете глобализирующейся технической реальности, появившаяся в качестве одного из следствий решения актуальных теоретико-мировоззренческих проблем человечества, возникших с появлением индустриального, а затем и постиндустриального общественного укладов.

В таком случае всё то, что мыслилось, мыслится и может быть мыслимо, например техника, заведомо касается объектов, материально- и духовно-практически выделяемых нами в рамках универсума, который объективен, един и единственен, но бесконечно разнообразен, в силу чего в нём есть разные способы бытия в том числе и разумного , а следовательно, различные действительности. Будучи абсолютно действительным для нас, мир в целом существует всегда предметно, т.

человека как рода, мироздания как внечеловеческой части универсума. Выражением содержания этой системы отношений и занято любое мировоззрение, образно же суть этого содержания можно попытаться выразить в виде не имеющей выделенного центра и границ бесконечной сферы, зримо представленной двумя условно разграничивающими эту сферу соотносительными подсистемами и см.

В таком случае, первая из подсистем фиксирует те объекты подсистемы и элементы универсума, которые имеют и не могут не иметь комплекса атрибутирующих человека сущностных признаков социентальных качеств , а именно:

Конспект лекций

Техника как предмет философского осмысления Место техники в системе философского знания. Современная философская мысль сосредоточена во множестве разноообразных предметных дисциплин, каждая из которых имеет свою историю, традиции и определённое место в общей структуре философского знания. В данном множестве есть особая предметная философская дисциплина — философия техники, призванная с позиций научно-мировоззренческого синтеза отвечать на вопросы о сущности техники, возможных перспективах развития на нашей планете глобализирующейся технической реальности, появившаяся в качестве одного из следствий решения актуальных теоретико-мировоззренческих проблем человечества, возникших с появлением индустриального, а затем и постиндустриального общественного укладов.

Процесс происхождения философии техники можно понять как специфическое проявление в становлении общей философии, т. В таком случае всё то, что мыслилось, мыслится и может быть мыслимо, например техника, заведомо касается объектов, материально и духовно-практически выделяемых нами в рамках универсума, который объективен, един и единственен, но бесконечно разнообразен, в силу чего в нём есть разные способы бытия в том числе и разумного , а следовательно, различные действительности.

Будучи абсолютно действительным для нас, мир в целом существует всегда предметно, т.

Признавая эти принципы явно или не явно, любой субъект технического мировоззрения позиций технологический оптимизм технократизм или технический пессимизм, крайним выражением которого является технофобия.

Ценность техники как социокультурный феномен. Аксиология — философское учение о природе ценностей, их месте в реальности и о структуре ценностного мира. Ценностная проблематика получила название аксиологической. Ценностная ориентация, то есть взгляд на реальность с точки зрения ценностей, является одной из главных форм человеческого отношения к действительности, наряду с познавательным и практическим отношением. Специфика ценностной ориентации состоит в следующем: Практическое отношение также имеет свои особенности — это отношение, предполагающее действия на предмет, ориентированные на изменение, преобразование предмета в интересах субъекта.

Таким образом, ценностная ориентация представляет собой духовно-практическое отношение: Ценность — это общее представление человека о значимости предмета для него. Ценность — это только человеческое отношение, его взгляд, сам предмет объективно не характеризуется с позиции ценности, то есть ценностно нейтрален. Значимые свойства предмет может приобретать только по отношению к человеку.

Техническая деятельность предполагает не только познание и действие, но и оценку — функциональности, технической целесообразности, экономичности, надежности, то есть оценку с точки зрения пользы. Польза — это утилитарная ценность, инструментальная, она оценивает возможности предмета в достижении успешного результата. На пользу, как главную ценность сориентирована не только техническая, но и любая другая деятельность.

TeleTrade: Утренний обзор, 19.06.2017 – Главным фактором риска для рубля на этой неделе будет нефть