Эстетика и теория искусства века. Хрестоматия ( Коллектив авторов)

Прекрасное как центральная категория эстетики. Категория прекрасного является центральной категорией любой эстетической системы. Она получила широкое развитие еще в античной эстетике. В досократовской философии она имела космический характер. Первоначально прекрасное можно определить как целесообразность или совершенство формы. Под целесообразностью подразумевается соответствие вещи некой высшей цели, высшему предназначению. Это высшее предназначение всегда имеет идеальную форму, следовательно, целесообразность подразумевает так же причастность идее. Платон определял красоту как совершенство формы вылепленной в соответствии с неким идеальным образцом. Таким образом, прекрасное это просветленность просвечивание идеи в материальном. Прекрасное это материальное освященное заключенным в нем идеальным.

Эстетический идеал, его эволюция и роль в освоении реальности.

Многообразие использования слова"эстетика" за пределами науки - свидетельство широкой содержательности этого понятия, длительного исторического пути, в ходе которого возникали разные его ипостаси. Реферат выполнила студентка 4 курса гр. Карманова Надежда Санкт-Петербургский Государственный Университет Культуры и Искусств Санкт-Петербург Введение Слово"эстетика"- одно из наиболее употребимых в нашей повседневной жизни, рассеяно в разных ее сферах. Говорят об эстетике одежды, эстетике спектакля, эстетике фильма, эстетике интерьера и т.

Как известно, понятие эстетики обозначает и философскую науку об искусстве.

Формирование эстетических категорий обогащает эстетический опыт и Нечто подобное происходит и в искусстве: страдание, страх, печаль.

Дегуманизация искусства Испанский философ Х. В конечном счете констатируемые им новое искусство и новый способ его восприятия в европейском искусстве начала века формируются из потребности противостоять процессу омассовления. Этот исходный импульс нового искусства, связанный с сопротивлением массовому вкусу, делает, как доказывает Х. Ортега-и-Гассет, все новое искусство и непопулярным, и маргинальным, чего в веке счастливо избежал романтизм, поначалу столкнувшийся именно с таким конфликтом.

Прежде всего философ констатирует разрыв между новым искусством, ориентированным на игру и уподобляющимся спорту, и старым искусством, претендовавшим на спасение человеческого рода и потому приравнивающим себя к таким серьезным сферам, как, например, религия или государственная деятельность. Именно в силу особого статуса в старом искусстве художник уподобляется пророку, основателю новой религии, государственному деятелю.

Новое искусство возвращает к имевшей место еще у романтиков иронии. Собственно, такое отношение к искусству как к разновидности спорта связано с актуализацией в Европе нового мироощущения, в основе которого — культ юности.

В миг высшей жизни она в нас страждет, ждет нас и жаждет — и плачет в нас Даже через образ смерти композитор утверждает красоту жизни. Для трагедии смерть — момент истины, когда отчетливей проступают правда и фальшь, добро и зло, сам смысл человеческого существования. Большое искусство всегда нетерпеливо ждет грядущего. То, что Гегель называл трагической виной героя, есть удивительная способность жить, не приноравливаясь к несовершенству мира, а исходя из представлений о жизни, какой она должна быть.

Эстетика взаимодействия Таким образом, любое произведение искусства может быть определено объектом .. du Paradise” каждый из присутствовавших был наряжен в персонализованную майку (“Страх”, “ Готика” и т. п.).

Прекрасное для древнегреческих философов — это не субъективное представление и не иллюзия, это реальность. Красота здесь выступает как мера, а мера всего — человек. Аристотель подчеркивал единство прекрасного и доброго, эстетического и этического. Аристотель трактует прекрасное как доброе, которое приятно тем, что оно благо. Образы искусства для Аристотеля должны быть столь же прекрасны, сколь и морально высоки и чисты. Чувственная красота и наслаждение ею — греховны.

Гуманисты Возрожденияутверждали красоту самой природы и радость ее восприятия. Образцом красоты становится человек, его тело. Эстетика классицизмаотождествляла прекрасное с изящным: По Гегелю — гг.

История эстетики перед лицом современности

Предмет изучения эстетики Предметом эстетики на современном этапе истории является весь мир, рассматриваемый с точки зрения значимости, ценности его явлений для человечества. Эстетика как наука - появилась сравнительно недавно, хотя собственно эстетическое сознание, эстетический опыт, эстетическая деятельность, далеко не всегда осознаваемые как таковые, присущи культуре изначально, а история эстетической мысли, как мы увидим, уходит своими корнями в глубокую древность.

Сам термин"эстетика" от греч. Этим термином, он обозначил науку о низшем уровне познания — чувственном, в отличие от высшего — логики. Если логические суждения в его понимании покоятся на ясных отчетливых представлениях, то чувственные эстетические — на смутных. Первые — это суждения разума; вторые — суждения вкуса.

страх и сострадание трагическому действию» - это: а) мимезис; б) катарсис; . Эстетика и искусство ренессанса подчеркивают: а) ограниченность.

На первый взгляд она не нужна даже художнику. Как мольеровский Журден однажды узнал, что он всю жизнь разговаривал прозой, так и поэт может внезапно обнаружить, что он всю жизнь творил по законам эстетики, не ведая того и не зная, каковы они. Но значит ли это, что эстетика — наука бесполезная? Правда, он может интуитивно применять ее законы, не постигнув их в теоретической форме, а добыв из самого художественного процесса, из опыта предшественников и современников.

Однако такое постижение, не подкрепленное теоретическим обобщением художественной практики, не дает возможности глубоко и безошибочно решать творческие проблемы. Когда художник встречается со сложной творческой задачей, или хочет оценить собственную деятельность, или пытается найти выход из творческого кризиса, он не может руководствоваться только интуицией и должен опираться на глубокие знания эстетики.

Как отличается шедевр от еще не отделанного первоначального своего варианта! Порой недоумеваешь, неужели это писал один и тот же автор? Почему же не всем удается довести набросок до высот искусства? Начнем с того, что создание шедевра — титаническая работа. Нет истинного творчества без мастерства, без высокой требовательности, упорства и работоспособности, без таланта, который на девять десятых состоит из труда.

Однако все эти существенные и необходимые качества ничего не стоят без художественной концепции мира, без мировоззрения, вне целостной системы эстетических принципов, претворяемых в образы. Мировоззрение художника не есть сумма вычитанных им философских истин.

Возвышенное как характеристика современного искусства?

Эстетические свойства в природе, в общественной жизни, в искусстве принципиально ничем не отличаются. И в том, и в другом, и в третьем случаях эстетические свойства объективны, не зависят от прихоти воспринимающего, имеют общественную сущность, являются положительной ценностью и сферой свободы. Красота в общественной жизни — сфера политической и социальной свободы. Искусство — высшая форма освоения мира по законам красоты.

ЭСТЕТИКА БЕЗ ФИЛОСОФИИ ИСКУССТВА . На рубеже XX — XXI наружилось, т.е. сводит страх к возвращению вытесненно-.

Определение реакций опор и моментов защемления Специфика эстетического отношения к действительности. Эстетика — это раздел философии изучающий особенности чувственного эстетического восприятия мира, а также сущность искусства, как одной из форм эстетического освоения действительности. Чувственно-эстетическое восприятие мира включает в себя способность переживать прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, трагическое и комическое, получая определенное наслаждение, удовлетворение от созерцания этих явлений.

Эстетическое созерцание предполагает особый, отстраненный взгляд на мир. Например, ситуация, связанная с риском для жизни, не вызывает ничего кроме чувства ужаса и страха, если человек реально подвергается опасности; если та же ситуация показывается в произведении искусства, то переживание этих эмоций сопровождается определенным эстетическим удовлетворением.

Мы смотрим на все это как бы со стороны.

ЭСТЕТИЗАЦИЯ БЕЗОБРАЗНОГО КАК ФОРМА ТРАНСФОРМАЦИИ ЦЕННОСТЕЙ В ИСКУССТВЕ ХХ ВЕКА

Уже шумерские письменные памятники ХХУ в. В античной культуре постоянно, с различных позиций, обсуждается мысль о красоте бытия Пифагор, Гераклит, Сократ, Платон, Аристотель. В средние века господство-пила концепция божественного происхождения красоты Фома Аквинский, Франциск Ассизский, Бонавентура: В период Порождения утверждалась красота самой по себе природы и радость ее восприятия:

Очевидно, что если искусство XX века проявляет интерес не к принципу Это становится причиной возникновения у него страха, но страха, уже.

Она дважды переведена на английский язык в Лондоне в и гг. В любое время существует какая-либо черта в каждой паре принципов, на которой делается ударение в соответствии с господством той или иной категории. Рассматриваемое как результат субъективных условий, искусство дает и соответствующие вторичные понятия. Однако роль расового элемента в возникновении искусства нельзя преувеличивать. И если мы хотим добраться до основных принципов этого подхода, надо рассмотреть четыре вопроса: Каждая из этих эстетических категорий характеризует эстетическое сознание, систему теорий о мире определенной эпохи и сменяет одна другую подобно тому, как теократия и демократия поочередно господствуют в цивилизованном мире.

При теократии чувство возвышенного, а при антропократии чувство прекрасного господствуют по очереди. Это объясняется тем, что человек в это время видит субъективно, чувствует живописную форму и следит за выразительностью. Следует, однако, иметь в виду, что художники отличаются не только индивидуально, но и национально. Без прямой связи между эстетикой, историей искусства и историей цивилизации не может быть единой философской системы подхода к развитию искусства во времени.

Ответ на эти вопросы, конечно, должен быть дан с точки зрения системы теорий о мире. Образы и впечатления от внешнего мира являются вначале неотъемлемой частью религиозного опыта.

Эстетика Другого: эстетическое расположение и деятельность (2)

Безобразное В истории эстетики антипод прекрасного — безобразное — не имеет глубокой теоретической традиции. Однако и этой категории уделялось внимание. Древние египтяне, постигая диалектику прекрасного и безобразного, отмечали, что в процессе старения все здоровое и красивое становится больным и безобразным,"хорошее превращается в дурное, вкус теряется". Обратимость и взаимопереходы прекрасного и безобразного раскрываются в древнеегипетском мифе об Исиде. Молодой и прекрасной Исиде был запрещен переезд на остров.

Она обернулась старухой — и перевозчик ее не узнал.

Национал-социализм имеет истоки в искусстве. , «безобразное» и , «страх») – страх и нетерпимость по отношению ко всему.

А именно к тому, что эстетика встала перед проблемой полного или частичного несоответствия своего традиционного понятийного аппарата тем сложным, нередко противоречивым процессам, которые идут в современном искусстве. Необходимая смена парадигм в эстетике затягивается. Говоря о зарубежной эстетике х, один философ аналогичное состояние эстетики назвал апатией, в которое она впала перед лицом художественной практики, представшей перед ней как голова Медузы с шевелящимися змеями.

Выход и из нашей апатии искать необходимо. Вполне вероятно, что микрофизика окажется для этого предпочтительнее, чем метафизика. Так, обращаясь к отдельным категориям и не сдавая позиций их аксиологического характера, возможно [] проверить их эвристические возможности на материале того нового, что приносит искусство. Показательной и поучительной для нас является, на мой взгляд, работа Ж.

Лиотара с категорией возвышенного, которой он попытался обозначить самые значимые черты развития современного искусства. В устремлениях современных художников Лиотар особо выделяет желание уйти от репрезентации, предметности, вырваться за пределы представимого в необъятные просторы непредставимого, что всегда соблазняло искусство и что в новых формах принёс авангард, с чем нельзя не согласиться.

/ эстетика

В статье на примере истории классической эстетической мысли рассматриваются комическое и трагическое как основные категории эстетики. Предметом эстетики как научной дисциплины является изучение эстетических отношений, их форм и условий. Вот почему способность относиться к явлениям эстетически во все времена рассматривалась как важное человеческое свойство. Человек вполне мог бы обойтись без способности рассматривать мир с эстетической точки зрения.

Эстетика молодости сознательно эксплуатируется в кино и видеоклипах. идеологию «текст-как-искусство», я часто отсылаю к эстетике молодости: У ещё-молодых появляется страх упустить молодость.

В зависимости от характера субъект-объектных отношений различают В. Эксплицитная эстетика — самостоятельный раздел философии Имплицитная эстетика — полутеоретическое свободное осмысление эстетического опыта внутри других дисциплин. Античная эстетика[ править править вики-текст ] Историю эстетики обыкновенно начинают с эпохи античности. Уже пифагорейцы интересовались природой такой фундаментальной эстетической категории как красота , которая отождествлялась с гармонией и числовой пропорцией.

Отдельные фрагменты эстетической рефлексии представлены и у других греческих философов, например, у Демокрита , который отметил подражательный характер искусства. Софисты Горгий подчеркивали относительность категории прекрасного [12]. В диалоге Пир прекрасное ассоциируется с вожделенным, объектом Эроса. В диалоге Ион подчеркивается мистический, иррациональный характер вдохновения как основы искусства, тогда как в" Государстве" основой искусства предстает мимесис.

Другим значительным представителем античной эстетики был Аристотель , автор трактата Поэтика.

3. Искусство исследования чувств